
Как мы цифровизировали рынок зерна и создали маркетплейс
Клиент
К нам обратился торговый дом, который занимается выращиванием и продажей зерна в Самарской области. Компания перепродает зерновую продукцию других аграриев. Несмотря на крупные объёмы, отрасль оказалась совершенно не цифровизирована: сделки заключались преимущественно по телефону и через многочисленные телеграм-чаты.
Проблематика
Изначально заказчик хотел решить только проблему устаревшего UX/UI, считая, что новый интерфейс привлечет пользователей. Однако мы провели глубокую аналитику и поняли, что главная проблема отрасли — не столько интерфейс, сколько колоссальное количество спама, перекупщиков и неполных объявлений, которые содержат мало характеристик и неструктурированные описания. Покупатели и продавцы сталкиваются с массой неудобств: большое количество телефонных переговоров, мошенничество и спам, отсутствие единой прозрачной площадки.
Поэтому мы решили, что без устранения этих проблем простое обновление интерфейса результата не даст.
Цель проекта
Создать удобную площадку объявлений (по типу Avito, но для зерновых культур), решив проблему спама, некачественных объявлений и дорогостоящего привлечения пользователей. Сделать удобный и прозрачный инструмент для рынка, которым будут пользоваться реальные продавцы и покупатели с реальными запросами и проблемами.
Кастдев без воды: что нас спасло от ненужных фич
Мы провели исследование существующих российских и зарубежных площадок, проанализировали их преимущества и недостатки и сформировали первичный пул функционала. Провели серию кастдев-интервью с реальными покупателями и продавцами и определились, какие возможности нужны пользователям прямо сейчас, а какие можем внедрить позже или убрать из бэклога совсем. Так, например, убрали постмодерация объявлений с помощью ИИ.
Также провели UX-исследования и создали анимационные, кликабельные прототипы сайта, которые тестировались на реальных пользователях. Это тоже позволило понять, какие решения работают, а какие нет.

Как создать базу качественных объявлений без участия продавцов. Решение: парсер и искусственный интеллект
Чтобы не тратить большие бюджеты на привлечение обеих сторон рынка (и продавцов, и покупателей), мы решили привлечь только покупателей. Для этого мы создали парсер, который собирает объявления с уже существующих площадок. Эти объявления, как правило, не дают полного представления о товаре — они плохо структурированы, не считываются полные характеристики.
- Анализировал текст объявлений и извлекал из них характеристики
- Структурировал информацию и загружал в удобный JSON-формат
- Фильтровал и удалял спам-объявления с недостаточным количеством характеристик
- Загружал данные автоматически на нашу платформу, обеспечивая удобную фильтрацию и поиск
Таким образом, мы получили большую базу качественных проверенных объявлений с большим количеством характеристик — это помогает пользователям фильтровать предложения по нужным им параметрам.
Как мы оптимизировали пользовательский путь
Авторизация и регистрация
Пользователь может зайти на сайт и просмотреть объявления без регистрации. Зарегистрировавшись как продавец или покупатель, он получает возможность публиковать до двух объявлений бесплатно. Для повышения конверсии своих объявлений пользователь может заполнить личную карточку, пройти модерацию и верификацию и получить иконку «про-пользователя».

Подписка
При оформлении платной подписки открывается возможность автопубликации объявлений: объявление размещается на 30 дней и регулярно обновляется в выдаче по заданному расписанию — это обеспечивает ему топовые позиции в каталоге.

Интерактивная карта
Функционал просмотра объявлений реализован по аналогии с Авито и ЦИАН: можно просматривать в виде каталога и на интерактивной карте, где рассчитывается реальное расстояние по дорогам, учитывающее логистику. Это важный нюанс. В ходе кастдевов мы выяснили, что покупателям важно не просто увидеть объявление, но и понимать реальные затраты на логистику. Поэтому разработали карту с расчетом расстояния по дорогам, что позволяло пользователям сразу видеть не только цену зерна, но и реальную стоимость его доставки.

Также на сайте реализован колл-трекинг: номера подменяются и звонки переадресуются на личные номера продавцов с уведомлением о звонке с площадки «Зернодар». Это сделано, чтобы продавцы, которые не размещали объявления, узнавали о площадке от покупателей, переходили на неё и сами становились пользователями.
Почему Телеграм — лучший канал для маркетплейсов?
Наши исследования и аналитика показали, что большая часть целевой аудитории активно пользуется Телеграмом. Мы с этой площадкой работаем уже не первый раз — ранее мы уже делали проекты с чат-ботом в Телеграме, и они существенно упростили работу бизнеса. Поэтому решили не конкурировать с «окологосударственными» площадками через контент и использовать Телеграм как канал привлечения.
Монетизация через подписку: почему это выгодно пользователям и платформе
Наши исследования и аналитика показали, что большая часть целевой аудитории активно пользуется Телеграмом. Мы с этой площадкой работаем уже не первый раз — ранее мы уже делали проекты с чат-ботом в Телеграме, и они существенно упростили работу бизнеса. Поэтому решили не конкурировать с «окологосударственными» площадками через контент и использовать Телеграм как канал привлечения.
Для этого проекта мы создали бот, который отправляет пользователям уведомления о новых объявлениях по выбранным категориям: зерно, пшено и др. Это позволило снизить затраты на привлечение аудитории, так как пользователи регулярно получают релевантную информацию без дополнительной рекламы. Подробнее об этом проекте рассказывали в статье про поиск фишки в продукте. В статье подробнее описали, как решали проблему дорогостоящего привлечения пользователей.
Техническая реализация
Маркетплейс полностью разработан на платформе 1С-Битрикс с использованием реактивного фреймворка. Несмотря на то, что обычно маркетплейсы предпочитают другие технологии, мы выбрали Битрикс из-за возможности быстрого запуска и гибкой адаптации функционала в ходе разработки.
Дизайн и интерфейс разрабатывались с подходом mobile first, учитывая результаты UX-исследований и предпочтения целевой аудитории — объявления им удобнее смотреть с телефона.
Также мы разработали брендбук и провели исследование цветового оформления. В результате нашли сочетание зелёного (ассоциация с растениями) и жёлтого (зерно).

Результаты проекта
- Полностью решена проблема спама и неполных объявлений благодаря интеграции ИИ
- Создана удобная площадка объявлений с детализированными характеристиками товара
- Снижены затраты на привлечение аудитории за счёт парсинга и интеграции с Телеграмом
- Обеспечили прозрачность за счёт интеграции с системой проверки юридической благонадежности (СБИС)
*Теперь пользователи сразу видят, насколько надёжен продавец. СБИС автоматически подтягивает актуальные данные о финансовой устойчивости, судебных разбирательствах и других рисках. Благодаря этому минимизировали вероятность мошенничества и повысили доверие к сделкам на площадке.
В итоге у нас получился уникальный для российского рынка продукт — удобный, прозрачный и полнофункциональный маркетплейс. Сейчас мы продолжаем отслеживать ключевые метрики и развивать платформу, опираясь на обратную связь от пользователей.